bzdmn

bzdmn


words&spaces

слова_и_пробелы


Previous Entry Share Next Entry
multi
bzdmn
bzdmn
Интересно, исследовал ли кто-нибудь музыку советских мультиков 50-60-х гг.?

Вот сейчас дети полюбили "Мойдодыра" (1954), так там очень тесный стык "серьезных" жанров. Мойдодыр поет то ли арию мести, то ли арию Кончака, а сразу за этим советский драмбалет балет щеток (с хором). То есть натуральные оперные клише и тут же – балетные.



Эта жанровая теснота усиливается оттого, что крупные формы прототипов сжимаются в фитюльки на полминуты-минуту. И еще – от неестественно быстрых темпов, ведь движутся не люди, а мультяшные персонажи.

Такое соседство не очень выпирает, потому что все замазано советским стилем (массовые песни и марши + Шостакович-light + кто там еще ночевал – конечно, через 50-60 лет это надо уже специально анализировать). Но все равно ведь коллажная картина мира. А ведь еще только первая половина 50-х, еще большой стиль, симф. оркестр и многанод. Короче, новые медиа уже вовсю делают свое дело.

  • 1
о да, я тоже обожаю музыку к этому Мойдодыру!
и, кстати, маленькие дети с удовольствием его смотрят. вполне возможно, что музыка играет не последнюю роль.
вот бы арию Мойдодыра выучить какому-нибудь певцу и спеть на бис в концерте)) это моя голубая мечта)))

это что же надо в этом концерте петь, шоб такой бис выдать?

кстати, я НЕ обожаю музыку к этому Мойдодыру
и не к этому тоже :)

многанод.
гы.
этапять.

рады стараться

Освежила в памяти, и на ум пришло равелевское "Дитя и чудеса". Там тоже чего только не намешано. Может, оттуда мойдодыры растут?..

Ход мысли интересный: детская музыка больших композиторов. Но конкретно Равель... Вряд ли, в 54-м-то году. Скорее "Детский альбом" или там "Времена года" ПИЧ – но опять-таки через пятые руки.

Я не имею в виду конкретно Левитина и этот фильм. Сам принцип смешения разных стилей и жанров "встык" мог быть (ещё у Равеля) спровоцирован детской тематикой. Ещё раньше - "Щелкунчик", но там всё очень серьезно, хотя тенденцию уловить можно.
Кстати, сюжет про ребенка, против которого взбунтовались вещи - откуда это? Когда появилось? "Ученик чародея" Дюка - это немного про другое. А в 20 веке очень даже распространённый топос, в том числе в детской литературе и анимации.

Не знаю, когда этот сюжет оформился как сюжет, но отдельные мотивы вполне почтенного возраста – горшочек каши у Андерсена или король Морковиус (кажется) у Гофмана.

Вообще подозревать вещи в наличии собственной воли – это старо как миф. Вопрос в том, когда культура повзрослела настолько, чтобы выделить магическое сознание как атрибут детства.

Кстати, я давно уже окрестила некоторые старые советские мультфильмы "мультфильмами с симфонизмом". Незабываемое "Оранжевое горлышко!"... Всё, как у взрослых: лейтмотивы, развитие, конфликты, триумфы-апофеозы.

И как раз жанру анимации в целом магическое сознание полностью адекватно (в отличие от той же оперы, где не всегда легко поверить в маленькую птичку в исполнении корпулентной примадонны - например, в "Зигфриде").

Еще бы – анимация это ведь продукт, приспособленный под детскую индустрию.

делокализация жанра

По следам ваших рассуждений напрашивается вывод.

Если фитюлька - это последовательность минимального числа нот по которой можно уже различить (выделить на фоне других) жанр.

Теперь фитюльки играем без перерыва между ними, как одно произведение. Из-за того, что каждая фитюлька - это только короткий отрезок времени, то ее жанр как-бы растворяется в большом произведении. Т.е. даже не старясь замазать стыки, фитюльки друг к другу так тесно подойтут, что границы смоются, жанр - делокализируется как электрон по молекулярным орбиталям(каждый жанр живет в своей комнате, достаточно открыть двери в анфиладе комнат - каждый жанр потеряется в общем пространстве произведения).

а кто-нибудь из классиков пытался "растворить смысл" в объеме произведения?



Re: делокализация жанра

вы приблизительно описали метод моцарта :)

у Диснея то же самое.

очень мало смотрел его
и там вроде совершенно иная жанровая картина, нет? там в роли классики – джаз, бродвейские мюзиклы и др.

Re: nu i dlya komplektu)

не, ну тут использована готовая музыка, речь ведь не об этом
а то в "Краденом солнце" (1944) тоже ведь битва между крокодилом и медведем идет под "Грозу" из Пасторальной, и даже вступление к финалу тоже есть (правда, потом там начинается какая-то апофеозная разлюли-малина, то ли Рахманинов, то ли бр. Покрасс)

Если бы это был свободный выбор -- "оформлю-ка я эту поучительную историю для детей с помощью словаря серьезных жанров, вон как смешно получится" -- было бы в самом деле круто, коллажная картина мира, ура. Но ведь для композитора 50-х вопрос выбора не стоял, музыка -- это и значило вот такую вот музыку, как ты выражаешься, то ли Рахманинов, то ли братья Покрасс.

Так я именно о том и говорю – что природа жанра и медиа просачивается в композиторское мышление. Конечно, они не хотели и выбирать им не приходилось, в том и фокус, что "само получалось".

а ведь правда интересно, что советская власть в музыке выбрала себе такую сугубо мелкобуржуазную стилистику.

Так а в архитектуре разве сталинский ампир это не мелкобуржуазно по сравнению с Мельниковым и Леонидовым? как мог не оказаться мелкобуржуазным семинарист?

к Чиполлино К.Хачатуряна по ощущению близко.

Так и должно быть, это же родовая черта, а не индивидуальная. Но в "Чиполлино" там клей другой – итальянщина, неаполитанщина, оперная и песенная.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account